Кентавры: полулюди-полулошади

Полуконь

Кентавры — одни из самых загадочных и интересных существ древнегреческой мифологии. Эти полулюди-полулошади увлекали воображение как древних, так и современных авторов. Они стали символом объединения мудрости, свободы и некой дикости. Безусловно повлияв на древние культуры и став частью не только древнегреческой истории.

Кентавры миф или легенда

Кентавры впервые появились в древнегреческих мифах и искусстве, где их изображали как существа с головой (верхней частью тела) человека и нижней частью тела лошади. Существа, безусловно мифологические, стали некими символами двойственности человеческой природы. Будучи благородными созданиями, они могли проявить любые дикие качества. Быть вольными «как ветер в поле».

Мифологи объясняют, что, добавляя этих существ в свои произведения, древние авторы стремились выразить следующее:

  1. Двойственность человеческой природы. Сочетают в себе как разумные и цивилизованные черты людей, так и инстинктивные и дикие качества животных. Показывают внутренние конфликты и борьбу между «как должно быть» и эмоциональным «как хочется», культурным и первобытным.
  2. Социальные и моральные уроки. Через эти образы передавались важные моральные уроки. Например, Хирон, мудрый и добродетельный персонаж, стал символом знания. Будучи учителем показывал, как мудрость и обучение могут служить высшим целям. В то же время, дикие, например, Фоллос, был проявлением опасности от эмоций и жестокости, которые он не контролировал.
  3. Архетипы и типажи. Вписывая кентавров в мифы и летописи, древние авторы создавали уникальных персонажей. Существа могли представлять собой разные черты и качества, необходимые для различных историй.

Так существовали ли кентавры? Все-таки они являются частью мифологии.

Легенды часто основываются на реальных людях или событиях, которые преувеличиваются или украшаются фантастическими элементами. Кентавры же, в свою очередь — мифологические существа, чьи образы служили для объяснения норм в обществе, верований или поучений.

Внешний вид

Как выглядит кентавр (полуконь)? Как упоминалось ранее, будучи творениями с верхней частью тела человека и нижней частью тела лошади, в остальном имели отличия во внешности. И сильно зависели от контекста мифов и произведений искусства, в которых упоминались.

Полулошадь

Особенные черты лица

Лицо мифологических персонажей обычно имело человеческую форму. Но очень часто добавлялись черты, «из животного мира», такие как, угловатость или выраженные челюсти.

Уши чаще всего человеческие, но могли быть чуть более вытянутыми или заостренными. Глаза практически всегда оставались как у людей.  В некоторых версиях встречаются на них рога или чешуя, для придания мистичности образу.

Мимика и выражение

Всегда отражали эмоциональное состояние или характерные черты. Например, мудрый кентавр, как Хирон, имел спокойное и умиротворенное выражение лица, в то время как более дикий герой был с агрессивным, злым или озорным выражением.

Прически

Верхняя, человеческая часть тела изображалась с разными прическами: от длинных распущенных волос до собранных в хвост. На некоторых рисунках они имели прически, которые применяли во времена написания мифов. Отражали моду того времени.

В античном искусстве кентавры часто были показаны с длинными распущенными волосами. А на вазах и фресках из древней Греции можно увидеть популярные в ту эпоху с косами или кудрями.

Украшения

Часто на людях-лошадях были надеты украшения, подчеркивающие статус и личные заслуги. Описываются ожерелья, браслеты и кольца из золота, серебра или других драгоценных материалов. Ими подчеркивалось положение в обществе или это была награда за что-то содеянное. Иногда голову украшали венками из растений или цветов (оливковых ветвей, лавров или полевых цветов), показывая связь с природой.

Одежда

Обычно это были скромные и практичные одеяния. Часто их одевали в хитоны (вариант рубашки без рукавов) или пояса, модные в те времена. На верхней части тела могли быть видны кожаные или меховые элементы, добавляющие элемент дикой природы.

Герой мифов

Если кентавр был не просто как обычное существо, а как герой мифов, он мог носить более сложные одежды или иметь особенные акценты в своем наряде, подчеркивающие его важность в рассказе.

Оружие

Многие существа были вооружены луками и стрелами, подчеркивая навыки в охоте и военном деле. В некоторых версиях они заменялись на копья или пики.

Намного реже, но существуют мифы, в которых кентавры владели мечем, и участвовали в войнах или сражениях.

В любой из этих версий они выступали воинами, охотниками и защитниками, вооружаясь тем, чем пользовались во времена или в тех районах, где жили авторы мифов.

В ранних версиях мифов существа имели отчасти человеческие ноги, но со временем образы изменились. Теперь стандартными показываются все четыре конские конечности. Тем не менее верхняя часть тела с руками и головой, оставалась человеческой.

Дополнительно встречались шрамы, растительность на лице или более выраженная волосатость всего тела, конские уши, татуировки и декоративные рисунки.

Характер

Характер кентавров в мифологии и искусстве очень разнообразен и снова-таки показывает, как человеческие, так и животные черты.

Двойственность и противоречивость

Они могли быть как мудрыми и добрыми, так дикими и агрессивными. Например, мудрый и добрый кентавр Хирон, который был учителем и целителем, обучал героев Ахилла и Асклепия. Стал символом благородства и знаний, несмотря на свою дикую природу.

Ахилл и Хирон

Картина «Ахилл и Хирон» (1769). Работа французского художника и преподавателя живописи Николя Бернара Леписье. Музей изящных искусств Труа (официально известный как музей Сен-Лу) – один из двух главных художественных и археологических музеев в Труа, Франция.

В противоположность Хирону, кентавр Фоллос часто изображался как дикий и агрессивный. Его неуправляемая натура проявлялась в конфликтах и насилии, особенно в сказании о столкновении с Гераклом.

Социальные роли и моральные уроки

Чаще всего это были охотники, воины, учителя и наставники. Кентавр Перкот, который участвовал в Троянской войне, был уважаемым охотником и воином. Его мастерство в обращении с луком и копьём показывало связь с дикой природой. Тот же Хирон, помимо своих учительских обязанностей, был известен как лекарь.

То есть Хирон учил, как использовать силу и знания с умом и на благо другим, а Перкот показывал уважение к природе и её силам.

Через эти образы передавались правила, что сила и мудрость должны использоваться ответственно, а уважение к окружающему миру —  ключ к гармонии и успеху в жизни.

Конфликты

Следует отметить, что, хотя в большинстве мифов персонажи изображаются как положительные и благородные герои, не все они соответствовали этому образу. Например, получеловек-полулошадь Силен был разгульный и пьяный дебошир, участвовал в конфликтных ситуациях и праздниках.

В мифе о свадьбе Пирита и Деианиры несколько кентавров, находясь под воздействием вина, стали агрессивными и устроили насилие на празднике. Они атаковали гостей, вызвали хаос и разрушения. Конфликт изображен на фризах Парфенона и символизирует варварство кентавров, и было также связано с враждебностью к персам, разграбившим Афины.

События показывали, как легко они могли перейти от веселья к насилию и агрессии, демонстрируя более тёмные и конфликтные черты характера.

Сражение Тесея с Бианором

Тесей, сражающийся с кентавром Бенором. Бронзовая скульптура академика Парижской академии художеств Антуана Луи Бари (1860). Музей искусств Метрополитен, крупнейший и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Нью-Йорк, США.

Символизм и роль в мифах

У древнегреческих авторов всегда был выбор каким качествами наделять кентавров. Хирон представляется мудрым наставником. В мифе о кентавре Фоллосе, который погиб в результате конфликта, показываются уроки о контроле над эмоциями и последствиях неконтролируемого поведения.

Примеры показывают, что кентавры в мифах часто служили символами человеческих слабостей и уроков. Их поведение может быть, как положительным, так и отрицательным, и помогало понимать важность самообладания, мудрости и контроля над своими эмоциями.

Происхождение

Истории об их происхождении различаются в зависимости от источника и того, какую связь авторы хотят подчеркнуть. Но это всегда что-то уникальное и необычное.

Собственно, происхождение:

  1. Гибридная версия. В некоторых мифах считается, что кентавры произошли от союза древнегреческого бога Посейдона и морской нимфы. На свет появились гибридные существа, в которых сочетались человеческие и животные черты.

Может сбивать с толку, что Посейдон и возлюбленная являются морскими существами, а кентавры жили на суше. Но в таких случаях нужно учитывать, что мифология часто содержит элементы символизма и аллегорий, а не всегда строго следует физической логике. Да и сам Посейдон, будучи морским правителем, проявлялся много на суше. Существа в данном случае это смешение двух различных миров — человеческого и животного.

  1. Происхождение от Гигантов. В другой версии полулошади считаются потомками гигантов, которые были наказаны за свою гордыню и бунт против богов. Превращены в кентавров, чтобы показать внутренний конфликт и разрыв между дикой и цивилизованной частями их характера.
  2. Дети Кроноса. Согласно одной из версий мифа, они произошли от союза Кроноса и его жены, становясь потомками титанов. Союз мог символизировать связь между мифологическими существами и древними богами.

Самые первые кентавры

Люди-лошади

Один из наиболее известных мифов утверждает, что роль первого кентавра досталась Феону. Он был предком всех последующих полулошадей и основателем рода.

Некоторые источники упоминают, что кентавры могут быть связаны с Иппокампусом, морским существом, которое походило на смесь коня и рыбы.

Другие же сведения говорят, что были созданы из земли и гор, которую смешали с кровью титанов магическим путем. Это более мистическая трактовка, но она означает и подчеркивает их связь с природой и силами Земли.

В зависимости от региона существуют различные версии происхождения кентавров. Каждая из которых объясняет их лошадиные истоки и поведение по-своему. Историки различают мифы, относящиеся к древнегреческой, древнеримской и другим мифологическим традициям. Тем не менее все эти направления объединяют сочетание человеческого и животного, связь с древними богами и природой, а также силу и божественное происхождение.

Среда обитания

Часто кентавров описывали как живущих в единении с природой либо в горных, либо лесных районах. Места подчеркивали их свободный дух. В горах они чаще прятались, передвигались, охотились и тренировались военному искусству.

В густых лесах и необработанных землях, они находили питание и места для проведения ритуалов и встреч. У различных источников воды и полей останавливались, чтобы пополнить запасы еды. Их часто называли кочевниками, ведь те не имели постоянного места жительства.

В некоторых мифах кентавры жили в священных или культовых местах, священных рощах, связанные с божествами. Так подчеркивали их связь с магией и древними богами.

Особенности жизнедеятельности

Помимо военного мастерства полулюди-полулошади были отличными охотниками, собирали плоды и коренья для пропитания. Лечили целебными растениями.

Обычно жили племенами или кланами, где каждый имел своё место. В некоторых мифах у них были вожди или старейшины, такие как Хирон, за которыми они следовали.

Битва с мифологическим существом

Конфликты и ссоры были обычным делом, как и в мире людей. Они могли ссориться друг с другом или с другими мифологическими существами из-за споров, охоты, защиты своих территорий или просто по своей дикой природе.

Активно участвовали в ритуалах и праздниках, связанных с природой и богами. На тему прошения хорошего урожая, удачной охоты или благополучной жизни в лесу.

В мифах кентавры часто появлялись как союзники или противники героев.

Кентавры в греческой мифологии

В греческой традиции — это классическое, привычное описание существ с верхней частью тела человека и нижней частью лошади. Происхождение связывают с мифом о фесалийском царе Иксионе. Он убил своего тестя, совершив крайне тяжкое преступление. Владыка Зевс, желая наказать, привязал царя к вечному вращающемуся колесу, но, перед этим, создал облако с обликом Геры, и соблазнил. Этот союз привел к рождению Центавра, существа, которое, спариваясь с магнезианскими лошадями, стало прародителем кентавров. Исключением был Хирон, который был сыном бога титана Кроноса.

Кентавры обитали в лесах Фессалии и горах Аркадии. С дикой натурой, склонностью к насилию, а также как воины и охотники.

Кентавры в римской мифологии

В римской мифологии, как и в греческой, кентавры занимают особое место, но их облик и роль несколько изменились. Хотя они сохранили многие черты своих греческих «прообразов», в римской культуре значение подверглось новым традициям.

Они остались полулюдьми-полулошадями, с дикой природой и страстью, грубостью, склонностью к пьянству и конфликтам. Но в римской мифологии стали более символическими и часто используются как образы противоречий человеческой природы и критики варварства.

Римская мифология и литература через кентавров передавали уроки о нормах и морали, как, например, в произведениях Вергилия («Энеида») и Овидия («Метаморфозы»). На мозаиках, скульптурах и в росписях их изображали в активной, часто воинственной или величественной позиции.

Сражение с хищными кошками

Римская империя, мозайка из натуральных камней разного цвета, сражение с хищными кошками, в главном дворце обширного комплекса вилл императора Адриана к востоку от Рима. 130 г. до н.э.

Примеры римских кентавров:

  1. Кентавр Филемон и его жена Бавкис показаны как образцы верности и гостеприимства. Они были превращены в деревья как вознаграждение за их доброту.
  2. Хирон, как и в греческой мифологии, остаётся важной фигурой со своей мудростью и лекарскими навыками. Его образ часто используется для демонстрации идеала мудрого и добродетельного существа, несмотря на его кентавровое происхождение.

Таким образом, задаваясь вопросом кентавр — это кто в римской мифологии? Можно смело подчеркнуть, что, сохраняя много греческих черт, персонажи обогатили новыми значениями и ролями, транслируя культурные и философские представления древнего Рима.

Кентавры в славянской мифологии

Славянская и греческая мифология имеют много общего, но при этом и свои уникальные черты. Например, древние славяне и их соседние племена, скифы и сарматы, были известны навыками верховой езды. Племена могли вдохновить греков на создание образа диких и сильных персонажей. Впоследствии перенять эти легенды, но кентавров в них изобразили по-другому.

В славянской мифологии встречается фигура по имени Кентаврос, которая позже была связана с еврейским демоном Асмодеем, известным своим противостоянием царю Соломону. Также упоминаются Полкан и Китоврас – персонажи, которые были полулюдьми-полулошадьми.

Кентавры, хоть и имеют корни в греческой мифологии, в славянских легендах были с другими своими чертами. Оставили след в культуре и истории и стали частью мифов разных народов.

Кентавриды

Кентаврида

Так нарекали женских особей кентавров, хотя в мифологии они встречаются не так часто как мужчины. Похожие внешне, но чаще изображаемые как мудрые и благородные, в отличие от более диких мужских сородичей. Имели те же черты, где верхняя часть тела — человеческая, а нижняя — от лошади.

Примеры кентаврид:

  1. Геллонома, одна из известных кентаврид, часто упоминалась как пример мудрости и силы и считалась уникальной фигурой в мифологии.
  2. Селена, была дочерью Хирона, унаследовав такой же облик. От отца она переняла его мудрость и навыки целителя. В мифах нет столь ярко выраженных действий или подвигов Селены, но её роль часто ассоциировалась с помощью и поддержкой.
  3. Несс, известный мужчина-кентавр, имел именно кентаврид в своём окружении, которые могли быть и как часть его войска, так и обслуживали его в повседневных делах.

Женщины появляются в некоторых источниках древней Греции, но их образы часто менее подробно прописаны по сравнению с мужскими.

Роль варьировала от мудрых наставниц до героинь, которые помогали героям или участвуют в мифологических событиях.

В современном искусстве и литературе эти девы выражают образы независимых женщин, которые прекрасны и сильны одновременно.

Легенды о кентаврах

Поскольку кентавры были известными и популярными персонажами, в мифологии написано множество историй и сказаний о них. Мифы варьируются в зависимости от авторов и регионов, а также подвергались изменениям в разных странах. Рассмотрим наиболее известные и интересные сказания.

Геракл и кентавры

Геракл, один из самых знаменитых героев в Древней Греции, имел разные отношения с кентаврами.

В сказаниях для героя кентавры были противниками. Ярким примером является история о похищении Деяниры, когда Геракл и кентавр Несс оказались в конфликте. Несс предложил помощь в переправе через реку, но во время перехода между ними возникла ссора. Геракл, в конце концов, убил кентавра, что привело к трагическим последствиям его самого.

Геракл и Несс

Римская скульптура Геракл и Несс (Эрколе и Нессо), 1 век н.э., реконструированная Джованни Каччини. Сад Боболи, Галерея Уффици, Тоскана, Флоренция.

С одной стороны, Геракл был другом Хирона, который обучал его и помог в подвигах. Дружба была основана на взаимном уважении и сотрудничестве. Другой миф рассказывает о встрече Геракла с кентавром Фоллосом. Герой пришёл к нему в гости, и друзья случайно открыли бочонок с вином, не принадлежащий им. В результате началась драка, в которой пришлось участвовать и этим персонажам.

Кентавр Хирон

Хирон очень популярный персонаж, который выделялся умом и добротой. В отличие от многих кентавров, он не был диким и агрессивным, а проявился как мудрый наставник и целитель. Сын бога титана Кроноса, обладал исключительными знаниями в медицине. Учил Асклепия, многих героев, включая Ахилла, Ясона и Тесея, а также дружил с Гераклом.

Этот кентавр считается уникальным среди своих соплеменников.

Кентавр из Лефканди

Считается одним из первых изображений кентавра в греческом искусстве. Фигурка в полный рост с телом лошади и верхней человеческой частью, была обнаружена на острове Эвбея и датируется средними веками до н.э.

Она имеет значительное археологическое и культурное значение так как показывает ранний пример представления о кентаврах. Тогда греческая мифология ещё не была полностью оформлена, а эпосы Гомера были написаны только два века спустя. То есть о кентаврах знали еще раньше.

Кентавромахия

Кентавромахия — это миф о битве между кентаврами и лапифами, которая произошла на свадьбе Пирама и Гипподамии. В начале праздника кентавры, напившись вина, начинают вести себя грубо и агрессивно. Они пытаются захватить женщин и нарушают порядок, чем разгневали лапифов. Пытались украсть невесту Пирифоя. В результате начинается жестокая битва, где те и другие сразились друг с другом. Кентавры в итоге потерпели поражение, хотя обе стороны понесли потери.

Кентавромахия

Картина Итальянского живописца Пьеро ди Козимо. Битва между лапифами и кентаврами. Версия 1510 года. Национальная галерея Лондона.

Миф важен тем, что символизирует противостояние между цивилизацией и варварством. Кентавры — это дикие существа, нарушившие порядок, а лапифы — пример воспитанного общества.

Битва показывала и учила как нарушение норм и порядка может привести к серьезным последствиям и конфликтам. В древнегреческом искусстве этот миф часто изображался на вазах, фресках и скульптурах, местах большого скопления людей.

Есть мнение, что лапифы и кентавры могли быть реальными племенами, проживавшими в горных районах севера Греции и объединёнными почитанием лошадей.

Что символизирует кентавр

Как уже становится понятным, получеловек-полулошадь — это культурная и историческая интерпретация сочетания цивилизованных и диких черт. Внутренний конфликт и нестабильная природа человека, проявляются в мудрости и доброте, или дикости и опасности.

Кентавр в астрологии

Астрология также черпает вдохновение из мифологии. Поэтому неудивительно, что и имена кентавров были ею тоже позаимствованы.

  1. Планетоид Хирон (2060 Chiron), который был открыт в 1977 году. Символизирует внутренние раны и процесс исцеления, а его позиция в гороскопе может указывать на области, где человек находит глубокое понимание и облегчение.
  2. Созвездие Стрельца часто ассоциируется с мудрым кентавром Хироном. Символизирует стремление к знаниям, исследование границ и внутренний конфликт между идеалами и реальностью. Или описывает целый набор качеств рожденных под этим созвездием.

Созвездие Кентавра

Созвездие Кентавра — это видное и яркое созвездие, занимающее обширную область в южном полушарии. Оно включает звезды Альфа и Бета Центавра, а также ближайшую к Земле звезду Проксима Центавра. Изображается как мифическое существо с верхом человека и низом лошади, символизируя сочетание разума и инстинктов, внутренние конфликты и поиск духовного развития.

Тату кентавр с луком

Символ силы и точности

Татуировка сейчас очень популярный аксессуар. И даже в этом направлении изображение кентавра будет иметь значение. Получеловек полуконь с луком часто выступает символом сочетания силы и точности. Стремление к цели и способность защищать свои интересы.

Кентавры на свадьбе

В древнегреческих мифах они иногда появлялись на свадьбах, символизируя как опасность, так и страсти. Подчеркивали своим присутствием необходимость контроля и порядка, что даже в праздниках есть место и для дикой, непредсказуемой стороны жизни.

Кентавры в искусстве эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения кентавры часто были показаны с выраженными человеческими эмоциями и конфликтами. Символизировали борьбу между правилами и варварством. Например, на картине Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр» герой выступает как символ похоти и агрессии. Смесь человеческих страстей и испытаний.

В работах на рельефе Микеланджело «Битва кентавров» кентавры выглядят как сильные и мощные воины. Пьеро ди Косимо и Якопо Бассано рисовали кентавров, базируясь на описании тех в мифах.

Кентавр Несс запечатлен в мифической сцене «Похищение Деяниры», как сильный, волевой, но отрицательный персонаж. Искусство этого периода «рисовало» кентавров символически, вкладывая как смысл положительных так и отрицательных черт характера.

Истоки Микенского и Минойского искусства

В искусстве микенской и минойской эпохи (прародителей современно Греции и Крита) также показывали образы кентавров, но их значения были разными.

В микенском искусстве это были воинственные и загадочные существа, с военной силой и магией того времени. А вот в минойском искусстве кентавры — участники религиозных и ритуальных сцен, связанные с божественными силами и природой.

Керамические фигурки, найденные на Крите и Кипре и датируемые 11-12 веками до нашей, больше напоминают сфинксов, так как у них нет рук. Но ученые видят их как ранние попытки изображать именно кентавров. Одной из первых была найдена на Мелосе бронзовая статуэтка 12 века. Она изображает всадника на четырех ногах.

Кентавры в современном мире

Сегодня кентавры продолжают вдохновлять художников и дизайнеров по всему миру. В современном искусстве, включая иллюстрации, графику и скульптуру, персонажи остаются актуальными. Кентавр — это мифическое существо, что символизирует множество актуальных тем, от внутреннего конфликта до стремления к балансу между разумом и инстинктами.

Поэтому его образ активно используется в поп-культуре, книгах, фильмах и видеоиграх и уверенно претендует на место одного из постоянных символов человеческих стремлений и противоречий.

На сколько интересной была статья?
Очень интересная, 10 балов.
100%
Статья так себе, 5 балов.
0%
Не интересная, 0 балов.
0%
Проголосовало: 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 1
  1. Мария

    А ещё в астрологии есть 9 знак в зодиакальном круге — Стрелец ♐️
    В греческой мифологии обычно считается, что Стрелец представляет собой кентавра, воинственное существо с туловищем человека и телом лошади .

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: