Музы — богини древней Греции

Существа

Мифы древней Греции богаты многочисленными божествами, богами, богинями и героями. Среди них хочется уделить внимание прекрасным музам. Эти 9 муз искусства и науки, были дочерями бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Изображались в виде юных красивых девушек, которые вдохновляли художников, музыкантов, поэтов и ученых. Помогали приносить в жизнь людей искусство и достижения. Каждая муза была покровительницей определенной области искусства или знаний. И владела своими символами и атрибутами. Девушки играли важную роль в древнегреческой культуре и мифологии.

Кто такие музы

9 муз Древней Греции были сестрами, и ни разу не упоминается, о какой-то вражде между ними. Каждый миф или рассказ подчеркивает их дружелюбность, поддержку людей и единодушие.

Отвечать на вопрос «кто такие музы?» одной фразой, совершенно не стоит. Ведь это удивительные существа, о которых хочется говорить подробнее. Они имели очень много почитателей во времена Древней Греции.

Рождение и юность муз

По преданию были рождены в регионе Пиэрия (Pieria), который расположен на территории государств Македония и Греция. Поэтому их также иногда называют Пиэридами (Pierides). Согласно мифу, Зевс, верховный бог Олимпа, влюбился в Мнемозину, и хотел иметь с ней детей, которые вдохновляли бы людей в искусстве и науке. Они встречались каждую ночь в течение девяти дней, и каждая из этих страстных ночей порождала одну из муз, ставшими впоследствии  любимыми покровительницами.

Девы жили в основном на Олимпе, где пребывали в окружении других богов и богинь, включая своих родителей Зевса и Мнемозину.

Они находились в высшем божественном мире, в легкой заботе своей сферой, но иногда спускались в человеческий мир, чтобы помогать и вдохновлять людей в искусстве, музыке, поэзии и других областях.

Музы покидали Олимп часто в сопровождении Аполлона. Аполлон и музы на земле имели свои особенные места, источники Иппокрен на горе Геликон и Кастальский на горе Парнас. Любили общаться с талантливыми людьми. Помогали поэтам, певцам, танцорам. Но оставались неприступные. Любой, кто хотел им навредить или хвастал преимуществом выше богов — был наказан, как например, цари Фамирид и Пиреней.

Далее про каждую, проговорим отдельно, исследуя имена муз, способности и дары. Какие области искусства и науки они вдохновляли и как оказывали влияние на древнегреческую культуру.

Каллиопа

Муза поэзии и покровительница эпической поэзии, науки и философии. Ее имя происходит от греческих слов «прекрасное слово» или «прекрасное произношение». Каллиопа была старшей дочерью Зевса и Мнемозины.

Прекрасное слово

Согласно мифам, она стала матерью Орфея и Лина (по разным версиям, от Аполлона или Эагры), Реса (по одной из версий) и даже Гомера (по другой версии, от Аполлона). Кроме того, ее иногда связывали с корибантами (мифическими предшественниками жрецов). Славилась  своим даром вдохновлять царей.

Как муза эпической поэзии она благословляла и вдохновляла поэтов на великие поэмы и рассказы о героях и битвах. Считается, что она руководила созданием великих творений «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Каллиопу считали величайшей из сестер и символом высшего уровня искусства слова,  в древнегреческой литературе. Чаще всего  изображали с тавром (тяжелой палкой) и таврином (табличкой). А в Локрах была почитаема как эпизефирская богиня. Она проявляла в себе мудрость, вдохновение и могущество слова, помогая поэтам создавать великолепные произведения на протяжении веков.

Эвтерпа

Эвтерпа муза, которая покровительствовала музыкантам и поэтам. Она всегда оставалась любимицей среди них, и непрерывно вдохновляла на написание гимнов и стихов. Даже спустя века после древнегреческой эпохи, ее помнили и почитали.

Наслаждение слушателей

Как муза лирической поэзии и музыки, вдохновляла на творчество, связанное с мелодиями и эмоциональностью.

Эвтерпа часто изображалась с музыкальными инструментами в руках авлосом, сирингой или флейтой. В длинных одеждах и с венком из живых цветов на голове. Ее имя переводится как «наслаждение слушателей». Где эти самые слушатели получали блага образования через вдохновение.

Интересно, что Эвтерпа была матерью Реса, который является действующим лицом одноимённой трагедии Псевдо-Еврипида.

Сегодня сохранились изображения музы на краснофигурной вазописи, фресках и римских мозаиках.

Мельпомена

Мельпомена считается значимым персонажем древнегреческой мифологии. Многие исследователи рассматривают ее как музу, однако некоторые видят в ней даже богиню искусства.

Богиня искусства

Ее образ постепенно эволюционировал, параллельно с тем, как появлялись разные направления театрального искусства. Культ Мельпомены тоже трансформировался, и в итоге, по некоторым данным, она была возведена в статус богини театра.

Муза трагедии во времена Древней Греции олицетворяла силу и глубину театральных произведений. Она часто изображалась с театральной трагической маской или мечом в руках, иногда с венком из плюща или виноградных листьев, и сапогами. Некоторые версии портретов музы показывали ее с театральной мантией на плечах. Имя девы происходит от древнегреческого глагола «melpo» или «melpomai», что означает «праздновать с танцем и песней».

В образе Мельпомены читается невинность и прелесть, а ее атрибут – лира, выражает силу вдохновения.

Талия

Ее имя происходит от греческого «цветущая» или «цветущая лицом». Талия вдохновляла поэтов и драматургов на создание легких и веселых произведений, чаще комедий и пасторалей. Она поддерживала смех и радость. В чем-то даже беспечную жизнь. И также относилась к театральному миру.

Цветущая

Талию изображали как девушку в легкой одежде, часто с пастушьей палицей или скипетром. С театральной маской комедии и венком на голове, чаще из ветвей плюща.

Считается, что Зевс, приняв облик коршуна, взял Талию в супруги. Из опасения перед ревностью Геры, муза спряталась под землей, где родила богов-близнецов Паликов.

Талия и Мельпомена были символами разных жанров искусства. Талия, покровительница комедии, воплощала радость, юмор и легкость жизни. В то время как Мельпомена, муза трагедии, отражает глубину человеческих эмоций, страданий и печали. Эти две музы стояли у противоположных ориентиров театрального искусства.

Можно сказать, Мельпомена и Талия, показывают радостные и грустные моменты человеческой жизни на одной сцене через театр и поэзию.

Эрато

Эрато – муза, которая поддерживала любовную лирику и эмоциональное выражение, при этом с невинным образом на лице. Ее имя трактуется с греческого как «любовь», «милая» или «любимая».

Милая

Эрато вдохновляла поэтов и музыкантов на творчество, особенно на выражение страсти, влечения и глубоких эмоций, одаривая поэтическим и любовным флюидами.

Девушка чаще преставала со стрелой из золота в руках, похожей на такую как у Эроса. Иногда они вместе спускались к людям с Олимпа. Но тогда Эрато держала в руке стрелу, а  Эроса — факел. Он даровал чувство любви, а Эрато могла вдохновлять людей на почве этого чувства.

Она поддерживала и поощряла истинные чувства и радость к жизни, противопоставляя тщеславию и корысти. Кроме того, Эрато была влюблена в Мала из Эвпидавра, от которого  родила Клеофему.

Полигимния

Покровительница гимнов, песен и поэзии. Её имя происходит от греческих слов «поли» (много) и «гимны» (гимны) и связано с песнопениями и музыкой.

Покровительница гимнов

Она изображалась как молодая женщина, часто с лирой в руках или другими музыкальными инструментами.

Муза Полигимния вдохновляла людей создавать гимны. Она даровала творческое вдохновение и опекала поющие таланты. Также считалась покровительницей танцев и различных музыкальных жанров, прославляющих богов и героев древности.

Художники рисовали ее всегда в облегающей одежде, сидя, словно облокотилась на скалу, и в задумчивом образе. Иногда в руках она держала свиток, как символ глубоких знаний и истории, которые нужно беречь.

Деве приписывалось покровительство и в пантомиме, истории, геометрии, а так же в сельском хозяйстве.

Полигимния муза, которая унаследовала дар уникальной памяти о ритуальных танцах, песнопениях и гимнах, посвященных богам, от своей матери. Она помнила все их разновидности. В современности её рассматривают еще как музу риторики и ораторского искусства.

Терпсихора

Считалась музой танцев и хорового пения. Её второе имя Цец ассоциировалось с радостью, весельем и вдохновением через музыку и танцы.

Цец

Она изображалась как молодая женщина с венком из плюща на голове, которая играет на лире и медиаторе (плектр).

Когда Дионис проводил праздники, все музы оказывали ему помощь, даруя через музыку большое вдохновение для людей. Именно муза Терпсихора была важным звеном искусства. Она объединяла людей с божественным через танец и музыку. На одной картины Буше Франсуа изображена как молодая дева с белыми волосами, которая лежит на облаках с ангелами и держит бубенцы.

Она считается матерью сирен (от бога реки Ахелоя) и певца Лина (по одной из версий). Гигин утверждает, что она была матерью Евмолпа.

Терпсихора хоть и муза, но воспринималась как символ танца, музыки и их эстетики также и в литературе.

Клио

Известна как муза истории и в переводе с греческого – «дарующая славу» или «дарующая похвалу».

Дарующая славу

Она изображалась как молодая женщина с лицом, полным глубоких мыслей, часто держащая в руках грифель и свиток из папируса или пергамента. Иногда её образ включал футляр для свитков и шкатулку, где хранились древние тексты, знания, летописи или истории.

Клио была покровительницей историков, поэтов и писателей, даруя им отличную память для знаний истории. Её образ подчеркивал сохранение прошлого и передачу знаний будущим поколениям. В искусстве и литературе она часто воспринимается как символ знаний по истории, славе и уважению ко всему что уже было.

Как многие музы греческие она была мудра и с любовью относилась к людям. Из всех девяти сестер, именно Клио так много унаследовала от своей матери в характере и манерах.

Существует история о конфликте между Клио и Афродитой. Клио была строгой и серьезной и не одобряла любовь Афродиты к юному богу виноделия, ведь та была замужем за Гефестом. Афродита попросила своего сына использовать стрелы любви. Одна из стрел поразила Клио, а другая досталась Пиерону, убив его. Муза испытала чувство неразделенной любви, и страдания убедили серьезную деву больше не судить других за их чувства.

Урания

Урания – самая младшая из муз, которая вдохновляла на изучение астрономии и астрологии. Её имя трактуется как «небесная» или «небесная женщина».

Небесная женщина

Показана как молодая женщина, с циркулем в руках для измерения расстояний между небесными телами и глобусом – символом космоса. А сама часто смотрящая вверх на звёздное небо.

Она также считалась покровительницей геометрии и астрономии, поддерживая учёных и философов в исследовании небесных тел. Для древних греков Урания была муза науки, источником вдохновения и мудрости, как на небосводе, так и среди людей. Она соединяла музыку, поэзию и небесные пространства вместе, показывая, что это все – части целого космоса.

Кроме того, дева как будь-то, умела предсказывать будущее, что только добавило таинственности. Её домом была небесная сфера, где она погружалась в тайны вселенной и вдохновляла людей исследовать истину.

Влияние муз на греческую мифологию

Музы оказывали сильное воздействие на греческую мифологию. Эти девять муз, дочерей Зевса и Мнемозины, вдохновляли творческих людей, поэтов, музыкантов, художников, астрономов и историков. Они считались источниками вдохновения и знаний, даруя свои таланты человечеству.

Каждая муза была покровительницей определенной области искусства или науки, их почитали уважали и боготворили. Присутствие этих дев в греческой мифологии подчеркивало значимость искусства и культуры для древних греков.

Музы воодушевляли на создание рассказов о богах и героях, способствовали развитию мифопоэтической традиции. Их мудрость гармония и красота вдохновлял греков на поиск глубокого смысла в искусстве и жизни.

Как музы оказывали воздействие на человека

Девы вдохновляли людей на творческое развитие. Они благословляли на создание поэзии, музыки и искусства. Помогали  достигать выдающихся результатов в своих областях. Участвовали в осмыслениях людей, поддерживали и подсказывали пути в развитии.

Богиня музыки, Эвтерпа, особенно помогала развитию музыкального искусства и творческой деятельности. Все музы, в свою очередь, поддерживали и воодушевляли всех, кто стремился к результатам в своих областях. Они участвовали и подсказывали пути к творческому развитию.

Мусейоны как культовые храмы муз

Эти строения представляли собой священные места, где греки приносили почитание и проводили обряды в честь муз.

Священные места

Служили как центры культурной и образовательной жизни. В них проводились музыкальные и литературные выступления, образовательные занятия и философские дискуссии. Отличались в зависимости от того какие музы в древней Греции, были их центом поклонения.

Они не представляли собой конкретных зданий, как мы их представляем сегодня, а скорее были местами собраний, образования и поклонения. В разном времени и  месте они могли иметь различные формы.

Сегодня не существует древнегреческих мусейонов в их первозданном виде. Однако некоторые археологические раскопки и находки говорят о том, какие они могли существовать в древности.

Как пример в мифах упоминается  Мусейон в Афинах (Мусеййон Афинский). Он был посвящен Каллиопе, покровительнице поэзии эпоса и героических песен. И в этом месте собирались поэты, музыканты и художники для вдохновения и творчества.

Музы в мировом искусстве

Музы оставили глубокий след в искусстве всего мира. Их влияние прочно укоренилось в различных формах искусства, литературы, музыки, живописи, кино и театра. А образы стали неотъемлемой частью мировой культуры, и сегодня, даруя вдохновение для новых идей.

В литературе девы появляются как божества, влияя на героев и повествование. В живописи и скульптуре они изображены как прекрасные молодые женщины, часто с музыкальными инструментами. В музыке олицетворяют вдохновение. А в кино и театре их образы используются для передачи эмоций и идей.

Все это время каждую музу определяют и описывают и прославляют отдельно. С ее талантами, даром и результатами воздействия на людей.

Фрагмент мозаики

Фрагмент вихтенской мозаики, изображающий мифологическую и литературную тему девяти муз, около 240 г. н.э., Национальный музей истории и искусства, Люксембург.

Почитание муз в культуре

Девы были почитаемы в культуре с различных ракурсов. В древнегреческой религии и мифологии они считались божествами и покровительницами. Люди приносили им жертвы и молитвы в надежде получить вдохновение и удачу в творчестве.

Считалось, что принимая подношения, помогали творцам, включая поэтов, музыкантов и художников, делая их работы более красивыми и гармоничными. И в этом ракурсе также девять муз древней Греции – это были девять отдельных божеств, с отличными подношениями.

Например, для Каллиопы люди могли приносить дары в виде памятников и эпических поэм. Урания получала обряды под открытым небом, светильники и плоды, как символы небесных тел. Муза музыки и лирики Эвтерпа получала в дар музыкальные инструменты, песни и танцы, посвященные в ее честь.

Проводниками между божественным и человеческим миром были изображения украшавшие храмы и античные сооружения, подчеркивая священную роль 9 муз в обществе и культуре.

Что такое муза в литературе? Она играла две роли. И как божество часть сюжета, которая влияла на судьбы героев и ход событий в произведениях. И также как источник вдохновения писателей,  небесная сила, в создании великих литературных шедевров.

В живописи и скульптуре девы изображались в виде прекрасных изображений женщин. Оставаясь вдохновением художников, символизировали гармонию и красоту.  Как пример, богиня искусства Талия, изображена очень много раз в статуях, картинах, фресках и т.д.

В кино музы древнегреческие использовались как символы искусства и вдохновения. Их образы помогали передавать сложные эмоции и идеи на экране.

Музы в современности

Сегодня они продолжают оставаться источником вдохновения для многих как идеалы красоты, творчества и гармонии.

Современность

Их величественное влияние на мировое искусство продолжается, вдохновляя новые поколения художников, писателей, музыкантов и творцов различных форм искусства.

Изображения и образы муз напоминают о вечных ценностях и эстетических идеалах. Их влияние прочно укоренилось в литературе, живописи, музыке, кинематографе и театре, вдохновляя творческие умы на протяжении многих веков.

Этот символизм проник в современную культуру, придав глубину и эмоциональное насыщение. Музы стали неотъемлемой частью нашего культурного наследия, оставляя след в мире творчества и искусства. Даруя идеи и вдохновение даже в наши дни, они поддерживают живой огонь творческой энергии в сердцах творцов вне времени.

Зародившись в мифах их влияние, продолжает жить и сегодня в каждом произведении искусства, в каждой ноте музыки, в каждой строчке поэзии. Музы воплощают саму суть творчества, напоминая нам о важности красоты, гармонии и возвышенных идей.

На сколько интересной была статья?
Очень интересная, 10 балов.
100%
Статья так себе, 5 балов.
0%
Не интересная, 0 балов.
0%
Проголосовало: 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: