В египетской мифологии бог Сет является одним из девяти верховных божеств. Многие ученые считают, что это самый противоречивый персонаж, имеющий множество положительных и негативных качеств. С одной стороны он жестокий бог войны и разрушений, но с другой – он защитник и покровитель обычных людей и солдат. Какой он на самом деле и что влияло на мнение людей относительно его личности в разные периоды существования древнего Египта?
Сет бог Египта
Сет (латинское название – Seth) – это древнеегипетский бог ярости, зла, тьмы и войн. Согласно текстам «Книги мертвых» он властвовал над пустынями и разрушительными стихиями, был очень коварным и жестоким. А иероглифический символ его имени издавна использовался для написания слов «буря» и «деспотия».
Египтяне ставили в противовес покровителю мрака и тьмы Сету, бога солнца – Гора. Так вместе они олицетворяли ночь и день, противостояние добра и зла.
Сет выделялся среди прочих божеств своим демоническим обликом и яростным характером. Он был способен в миг уничтожить сотни, а то и тысячи людей всего лишь одним разъяренным взглядом. Ко всему прочему его излюбленным местом обитания была пустыня, где во все времена умирало немало путников.
В греческой мифологии ему соответствует сын богини Геи – Тифон. Он являлся страшным чудовищем, которого в итоге победил владыка мира — бог Зевс.
Внешний вид Сета и его атрибуты
Египетские художники Сета, как и всех остальных богов, изображали в виде получеловека-полузверя. Его торс, руки и ноги были – человеческими, а голова была по одной версии ослиной, а по другим – напоминала морду муравьеда, крокодила, трубкозуба, змеи, гиппопотама и даже шакала. В древние времена народ Египта приписывал ему умение перевоплощаться во множество существ, когда большинство божественных созданий могли превращаться всего в одно животное. До сих пор ученые не могут прийти к единственно правильному мнению по этому поводу.
Среди всех, египетский бог Сет отличался красными глазами и волосами, как последствие жизни в пустыне. Это привело к тому, что даже младенцы, рожденные с рыжими волосами, нередко воспринимались как его дети, из-за чего их старались избегать и обходить стороной.
Неотъемлемыми атрибутами Сета являются символ власти – скипетр Уах, который он держит в правой руке и Анх – в левой. Кроме этого независимо от очертаний верхней части туловища, на голове у Сета всегда изображались длинные уши, торчащие вверх, как у осла.
Его священными животными считались свинья, окапи, антилопа, осел и другие.
Символ бога Сета
Символ Сета олицетворяет темную сторону правителя. В отличие от справедливого и милосердного Гора, Сет – это воплощение мстителя, защитника и карателя. Вместе эти два божества формируют образ идеального управленца, царя, который будет любить и уважать свой народ и в то же время не давать его в обиду и воздавать по заслугам недоброжелателям и плохим людям.
Животное, то есть осел, с которым Сета чаще всего сравнивают, в Нижнем городе символизировало беду, а в Верхнем – силу и власть. Другие облики бога намекают на чужеземное происхождение, что подтверждает его покровительство над варварами. Кроме этого красный оттенок глаз и волос также имеет под собой некую подоплеку. В древнем Египте этот цвет был символом смерти и пролитой человеческой крови.
Происхождение Сета
Тайна происхождения Сета была раскрыта на стенах древних пирамид. Его прародителями были потомки бога Ра – Тефнут и Шу. Родителями Сета были бог земли Геб и богиня покровительница неба – Нут. Он был их четвертым ребенком, среди которых были Нефтида, Исида и Осирис. Рожден он был в Омбосе, а погребен в Накаде.
Существует легенда, согласно которой рождение Сета было довольно тяжелым процессом, наполненным множеством преград. Бог Ра, узнал о предсказании, что у него родится могущественный потомок – сын правнучки Нуты, который сместит его с престола, поэтому он запретил той рожать, когда узнал о ее беременности от кровного брата. Чтобы она не смогла воспротивиться его воле, он наложил на нее чары проклятия, запрещающие появляться ее детям в какой-либо день года. Всего тогда их было триста шестьдесят.
Нут смогла обойти этот запрет с помощью бога мудрости Тота. Он выиграл партию в кости с богом луны Хонсом и попросил у него добавить еще пять дней в календарный год, в которые и родились дети проклятой богини.
Сет оказался самым несчастливым из всех младенцев, так как появился на свет на третий предновогодний день. Эта дата считалась среди египтян той, что приносит одни неудачи как пятница тринадцатого.
По приданиям единственный брат Осириса стал злым, завистливым и кровожадным именно из-за дня его рождения. Он либо обозлился на человечество и богов из-за их презрения и нелюбовь к нему, либо изначально появился таким. Но согласно другим текстам Сет в то время пока Верхним Египтом правил бог Ра был – менее жесток. Среди его владений была Нижняя часть страны, где несколько городов даже воздвигли в его честь алтари и памятники для поклонений. Он был защитником Ра, и единственным сверхъестественным существом, оберегавшим его от сонного паралича змея Апопа во время ночных вылазок на ладье.
Злая сторона бога
Самая злая сторона Сета, бога пустыни выражается в зависти и братоубийстве. Кроме этого бог пустыни является воплощением ярости, смерти, природных катастроф и темной стороны человеческой жизни. Он приносил несчастья, страдания, вселял в сердца людей зло и ненависть, был ответственен за вырубку священных лесов и убийства животных в них. Он славился любовью к сексуальным извращениям и высокой степенью греховности в этом деле.
Тайны светлой натуры Сета
Несмотря на многочисленные злодеяния, во времена правления Рамессидов Сет был в числе покровителей Египта наравне с Гором. Это объяснялось тем, что правитель должен быть, не только мягок и справедлив со своим народом как Гор, но и уметь постоять за него в битве с врагами как Сет. Сочетание двух имен Гор и Сет с египетского переводится как «Царь».
В ранних письменах указывается, что Сет, считался не только мрачным разрушителем, но и защитником. Он одаривал воинов смелостью и наделял их умением искусно сражаться. С тех же времен остались изображения, на которых на нем одеты две короны, символизирующие власть над двумя частями Египта. Он был грозным, но справедливым правителем, свою жестокость он направлял в основном на чужеземных захватчиков.
Местные жители верили, что лик Сета, нанесенный на амулет, сможет помочь справится с недоброжелателями и защитить от сглаза. Тогда считалось, что бог пустыни использует свои ярость и злость с добрыми намерениями. Благодаря им он находит человеческих недругов и избавляется от них.
В одном из мифов указывается, что Сет и Гор были проводниками душ на небо. Они вместе держали лестницу, по которой они взбирались.
Какую природную стихию олицетворял
В Мифологии Египта, бог Сет олицетворял песок, оазисы, песчаные бури и солнечные затмения. Кроме этого он был ответственен за природные катаклизмы, засухи, грозы, штормы, холода, зной и множество других проявлений непогоды.
В некоторых письменах указывается, что с Сетом отождествляется и не только засушливая пустыня, но и наполняющаяся осадками Дельта. Он также сравнивается с силой ветра, мрака и моря. Последний географический объект пугал народ Египта, потому что ассоциировался с варварскими землями, которые лежат за его пределами.
Чему покровительствовал
Бог пустыни покровительствовал иностранцам и железообрабатывающим ремесленникам, беспорядкам и хаосу. Существуют даже упоминания, согласно которым египтяне сравнивали металл с «костями Сета». Во времена раздельного существования двух частей Египта Сета воспринимали богом, покровительствующим фараонов и солдат. Самыми яркими поклонниками Сета среди правителей, были представители династии Сети.
Жены и дети
Жена Сета была его сестра – Нефтида. У них родился единственный сын Анубис, считающийся богом мертвых и всех ритуалов, что проводятся с неживыми телами. В то же время Осирис взял в жены его вторую сестру Исиду.
Согласно некоторым другим письменам у Сета не было детей и не могло быть из-за потери детородного органа в бою с Гором. Поэтому к числу возможных отцов Анубиса приписывают бога солнца Ра и Осириса. Помимо этого считается, что кроме Нефтиды у бога песка было еще трое жен – Анат, Ашторет и Таурт. С ними тоже связано немало мифов. Например, однажды, увидев купающуюся богиню Хатхор, Сет не удержался и насильно овладел ее телом. В наказание за его проступок на него была наслана страшная болезнь справиться, с которой ему помогала Анат. Она просила помощи у бога Ра и у богини Исиды. Вторая откликнулась на него и излечила супруга. Проклятие на Сета наложил морской бог Ям, который впоследствии был им побежден.
Мифология
Сету в мифологии посвящено несколько легенд и преданий. В основном связанных с его нелюбовью к старшему брату. Многие из мифов были высечены на стенах пирамид, открытых археологами лишь недавно. Египетские иерофанты переводили слово Сет как то, что губит и совершает насилие, переворот и скачок.
Миф о саркофаге
Бог песка имел тяжелый характер, был властным, упертым, сильным и тщеславным. Возможно, поэтому он не смог смирится с тем, что в руках брата было больше власти, чем у него. Он завидовал своему родственнику и ревновал его к людям, которые искренне любили Осириса, как справедливого и милосердного правителя.
Сет не смог долго терпеть такое положение дел, поэтому захотел обманом захватить египетский престол.
Несмотря на то, что Сет был сильным воином, он не захотел вызвать соперника на честный поединок. Он поступил более хитро и продумал целый план, который давал больше гарантий. В итоге он стал подлым предателем и лжецом, что сильно ударило по его репутации среди египтян.
После нескольких побед в Азии Осирис вернулся домой и устроил праздник. На торжество был приглашен и Сет. В зал он вошел вместе с подношением – высоким прекрасным саркофагом. Единственное он упомянул, что подарит его лишь тому, чей рост полностью соответствует его размеру. Осирис, ничего плохого не подозревая, согласился залезть в него и примерить. Когда он это сделал, то прислужники бога песка, заколотили саркофаг вместе с находящимся там Осирисом, залили его свинцом и унесли его к реке чтобы утопить.
Нефтида и Анубис
Богиня Нефтида. Около 1184 — 1153 гг. до н.э. Египетские древности, Лувр, Париж.
Согласно одной из легенд масло в огонь братской ненависти добавила измена жены Сета богини Нефтиды, которая была тайно влюблена в более успешного брата. Старший родственник ей нравился тем, что его любили. Он был справедливым, добрым и верным своему народу. Она тайком прокралась в спальню Осириса, и принявши облик Исиды, провела с ним ночь. От их тайной связи родился сын Анубис – покровитель погребальных ритуалов.
Преступление Сета
После заключения тела брата в саркофаге Сет бог песка стал единственным египетским правителем. Он не щадил ни людей, ни зверей ни даже священные леса. Египтянам не нравились его жестокие поступки и решения. А поэтому они стали чувствовать к нему глубокую неприязнь.
Для египтян убийство Осириса – это великое преступление Сета. Он погубил саму жизнь и разрушил, то, что не имел права разрушать.
Народ боялся, что со смертью Осириса пропадет и сама жизнь, в полном значении этого слова. Так как был уничтожен ее источник, а землю повергла тьма. В «Текстах Пирамид» Сет приравнивается к быку, который должен нести на своем горбу мертвое тело Осириса в знак искупления греха.
Расчленение Осириса
Со временем Исида, не выдержав одинокой жизни, решила найти мужа и избавить его от оков. Она нашла его гроб в Финикии. Прознававший об этом бог Египта Сет лично нашел тело погребенного в водах Нила брата. И когда Исида отошла, расчленил его на множество мелких кусков, разбросав их по всем египетским землям. Таким образом, он хотел сделать невозможным воскрешение Осириса.
Восстановление Осириса и рождение Гора
Исида в поисках частей мужа объединилась с сестрой Недитой. Они вместе нашли его останки на берегу, соединили и омыли. С помощью Анубиса они создали первую мумию. Исида вылепила из глины единственную часть Осириса, исчезнувшую навсегда в глубинах речных – мужской половой орган. Превратившись в птицу, она взмахнула крыльями над мумией мужа и начала произносить живительные слова. Тот начал крепнуть и оживать, благодаря великой любви Исиды. Как только он очнулся, он подарил семя жене, из которого был зачат их совместный ребенок.
Их сын Гор – стал символом зарождения жизни у обреченных на неминуемую смерть людей.
Поединок Гора и Сета
Взрослый Гор, узнав о жестокой подлости дяди, убившего его родного отца, захотел отомстить древнеегипетскому богу Сету. По силе они были практически равными. Гор умел превращаться в сокола. В то время как Сет обладал умением перевоплощаться во множество существ, но ни одно из них не могло одолеть гордую птицу. Так их битва за власть и справедливость длилась более восьмидесяти лет.
Гор пронзает Сета копьем. Из храма Гора. Эдфу, Египет.
В один из поединков Сету удалось избавить Гора от левого глаза, символизировавшего луну, доставшегося ему от бога Ра. Однако племянник смог лишить дядю мужского достоинства, тем самым отнять у него возможность иметь ребенка. В одну из стычек Сет превратился в свинью и плюнул в лицо Гора, так это животное стало для него священным. Стоит учесть, что была она черной, то есть той что несет несчастья. То есть таким образом бог войны хотел проклясть собственного племянника.
Примирение Гора и Сета
Противостояние не могло завершиться самостоятельно, ведь силы были равны. Тогда боги решили обратиться к божественному мудрецу Тоту. Он обладал уникальным умением с помощью весов определять преобладающие стороны в душе людей. От его решения зависела загробная жизнь мертвых. Но в этот раз весы Тота не смогли справиться с поставленной задачей. Так как сердца Сета и Гора не поддавались уравновешиванию.
В отчаяние боги обратились к верховному судье Атуму. И тот постановил, что выиграл Гор, так как в отличие от дяди он смог простоять в крайней битве до конца и не сбежал.
Согласно доброй версии Сет смирился и отправился обратно служить богу Ра. В то же время существует легенда, что победивший в битве гор, содрал кожу с превращенного в пантеру Сета и отдал ее Анубису, чтобы тот носил ее как одежду.
Культ Сета насколько популярным он был
Бог пустыни Сет был очень популярным до тех пор, пока Египет не стал единым целым. Проигрыш в битве с Гором сильно подпортил его авторитет. До этого ему поклонялись фараоны, а в таких городах как Омбос и Нубт стояли храмы в его честь. Где находился даже один из скипетров Аменхотепа III, посвященных этому богу. В районе Сапермау стоял храм посвященный богу войны «Дом Сета, владыки Сепермеру». Почти все время существования египетской религии культы, прославляющие Сета, сохранялись в таких городах как Дахла, Мут, Келлис и Харга. Бог песка и его жена считались там повелителем и хозяйкой оазиса.
Храм Ком Омбо очень необычен. Он был посвящен двум триадам божеств, у каждого из которых были свои комнаты и святилища. В восточной части храма почитается бог Сет.
Завоевательные походы на Египет превратили Сета в бога покровителя варваров и чужеземных захватчиков. Так ему приписывали покровительство Ассирийской и Персидской империй. Но, не смотря на это, в некоторых отдаленных частях Египта для населения он оставался верховным божеством.
Что повлияло на отношение египтян к Сету
Египет и Осирис стали камнем преткновения между Гором и Сетом. 1070 год до н. э. оказался поворотным в древней мифологии. Сет хотел быть единственным богом Египта или держать в своей власти хотя бы его часть. И поэтому не переставал воевать со своим племянником. Но, спустя восемьдесят лет неудачных попыток выиграть в бою за египетский престол – проиграл. Зависть и честолюбие отвернули от него египтян, которые начали его воспринимать как злого и кровожадного бога, забыв обо всем хорошем, что он делал раньше. Так пал культ Сета бога Египта и появились почитатели Осириса.
Дата рождения Сета также сильно повлияла на его судьбу. Рожденный в проклятый день год не может нести добро и спокойствие этому миру. А поэтому большинство египтян не воспринимали его как одного из Созидателей, только разрушителем.
Немало важную роль в формирование отношения египетского народа к Сету, сыграла его любовь к чужеземцам. Египтяне не любили делиться секретами и тайнами, хранившимися веками на их землях, а поэтому старались не пускать иноземцев на свою территорию.
Интересные факты о Сете
В мифологии древнего Египта Сет считается самым неоднозначным богом. В одно время его почитали, любили и боготворили, а в другое – ненавидели, проклинали и боялись.
Как почитали Бога Сета
В век правления Рамессидов бог Сет считался одним из покровителей Верхнего Египта, защищающим его от врагов. На основе этого почитания зародилась династия фараонов Сети.
Известняковая перемычка. Слева и справа изображен бог Сет, дающий жизнь Гору. 18-я династия, из Ком-Билала (недалеко от Дейр-эль-Балласа), Каирский музей.
Во времена нашествия гиксосов на египетские земли Сет смог их отстоять и прогнать захватчиков. После этого в городе Аварисе он был приравнен к верховному божеству. А в его честь были построены культовые храмы. Подобные сооружения были воздвигнуты и в таких городах как Гепсель, Омбос, Ком-Омбос и оазисах Харга и Дахла. Его почитали как величайшего и могучего воина, искусно управляющегося булавой и копьем. Его изображение было обнаружено на булаве, принадлежавшей царю Скорпиону.
На западной стороне Нила существовал народ, который больше всех прочих воздавал почести покровителю пустыни. Так как большая часть населения состояла из караванщиков. Они часто пересекали песчаные земли и поэтому нуждались в защите.
Перед военными походами египетские фараоны просили благословения у Сета и приносили жертвоприношения чтобы его задобрить.
В древние времена египтяне праздновали два важных праздника связанных с жизнью Сета. Во-первых – это день его рождения, считающийся неудачливым. А поэтому народ старался в это время не заниматься ничем важным. Во-вторых – это день победы Гора над Сетом, воссоединения Египта и торжества добра.
Сила и воинский дух
Египетский бог войны был лучшим во всем мире воином. Его дух был настолько сильным, что весы не смогли определить, что в нем перевешивает добро или зло. Его не смог победить Гор в равном бою. И только из-за решения Атума он оказался в числе проигравших. Сет делился своей смелостью и умением вести победоносные битвы с солдатами и военно начальниками. Он мог вселять в души людей воинских дух и жажду преодолеть любое препятствие.
На некоторых стенах пирамид изображается сцена, как он учит одного из фараонов стрелять из лука и вступать в бой. Ему в некоторой степени удалось примерить ассимилировавших гиксосов и египтян.
Сет в Телеме
Бог войн и песка в Святых книгах Телемы отождествляется и приравнивается к разным противоречивым созданиям:
— Сатурну в Liber LXV;
— Фениксу в Liber VII;
— Змею Апопу в Liber LXVI;
— Сатане в книге Тота;
— Дьяволу в Таро Тота.
Они являются одновременно и его частью и им самим.
Защитник и охранник бога Ра
Бог Ра почитал Сета за его способность противостоять змею Апопу. Он единственный из всех божеств, кто не засыпал от его магического усыпления. Поэтому часто брал его с собой на ночные прогулки на ладье, проходящие через владения чудовища. Он был защитником солнца, кого и олицетворял Ра. Однажды Апопу удалось загипнотизировать всех египетских богов, устоять против его чар смог лишь Сет. Благодаря этому ему удалось проткнуть его своим копьем.
Бог Сет убивает змея-демона Апопа (Апофиса). Гробница №359 в Иеркхау, Дейр-эль-Медина, Западная часть Фив, Верхний Египет.
Бог Сет – это египетский не однозначный Бог. Во многие времена его любили и ненавидели за его противоречивые поступки. Он защищал и оберегал простых египетских смертных и других богов. Но в тоже время яростно презирал родных и завидовал старшему брату, а потом и его сыну. Сет был хорошим и плохим одновременно, так как не мог подавить в себе злость и свирепость. Он потакал своим греховным желаниям и был тем, кто искушал и вселял жажду крови в сердца людей. Его невозможно воспринимать как идеальную версию правителя, он лишь его часть. Ведь без милосердия, доброты и сопереживания человечество скорей бы всего уже вымерло, находясь в постоянных кровожадных войнах. И наоборот чрезмерно добрые люди не смогли бы постоять за себя перед лицом настоящего зла.
Также на образ Сета и его восприятие населением Египта повлияло на время и историческое вмешательство других народностей в культуру египтян. Личность бога воина-защитника исказили тем, что неоднократно делали акцент на его плохих сторонах. Забывая о его хороших поступках. Не зря весы Тота не смогли распознать в нем преобладания злой сущности. Ведь, по сути, он старался уравновесить добро и зло в себе, тем самым выступая таким неоднозначным божеством.