Вий — могущественный представитель нечистой силы

Темное божество

Вий в славянской мифологии — едва ли не единственный всемирно известный персонаж, за что нужно сказать спасибо Николаю Васильевичу Гоголю с его гениальными мистическими новеллами. Но вот в чем пикантность – этнография знает о Вие парадоксально мало! Его фигура окружена массой домыслов, но реальные факты можно перечислить на пальцах одной руки. Почему так же произошло?

Мудрец с пламенным взором

Кто такой Вий? Начнем издалека. Есть в науке такое понятие – ремифологизация. Данным мудреным словом описывается процесс возрождение в культуре какого-либо народа интереса к своим древним легендам и преданиям. Ремифологизация в Европе была особенно мощной на рубеже 18-19 веков, в период становления национальных государств. Народы Европы, давно утратившие под влиянием христианства свои языческие корни, обратились к этнографии, стремясь найти в собственной культуре нечто оригинальное, неповторимое и исконное.

Данный процесс в первую очередь охватило образованные, интеллигентные слои общества. Именно тогда и родились сейчас уже классические произведения искусства, посвященные дохристианскому периоду Европы. Из наиболее ярких примеров можно вспомнить Карла Эдварда Вагнера, который массу своих произведений основывал на сюжетах германской мифологии.

Следует сказать, что увлечение древностями распространилось и в Восточную Европу, на восточнославянские территории. В Польше ремифологизацией истории занимались такие деятели искусства как Юзеф Крашевский и Станислав Якубовский. Первый написал роман «Древняя легенда», посвященный языческому периоду древнепольской истории. Второй – писал картины на эту тематику.

Оба метра испытывали недостаток исторического фактажа. Язычники-славяне не имели письменности, поэтому огромнейший пласт древних преданий и традиций был утрачен. Но авторов это не остановило – они смело заполняли пробелы собственной фантазией. В итоге получались прекрасные произведения, но, увы, малоисторичные.

Данный тренд, видимо, увлек Николая Гоголя, который написал цикл мистических рассказов, опираясь на украинский фольклор. Именно Гоголь впервые вывел на литературную сцену Вия, описав его как демона из народной мифологии. При этом Николай Васильевич, писавший не историческую повесть, а мистическую, полностью отпустил фантазию.

Произведение «Вий» до сих пор имеет грандиозный успех. Разумеется, его центральный персонаж вызывает интерес как в научных кругах, так и среде неоязычников, которые самостоятельно пытаются реконструировать эту мифологическую фигуру, наделяя ее самыми разными чертами, в том числе образом «мудреца с пламенным взором», и прочими абсурдными чертами.

Внешний вид

Единственное подробное описание Вия можно найти только у Гоголя. Как правило это непропорционально сложенное антропоморфное существо. Вий имеет толстое туловище и мощные ноги и руки. Голова его заросла длинными, черными спутанными волосами. Но самая главная отличительная черта демона – огромные, длинные и тяжелые веки, которые он не может открыть самостоятельно.

Внешний вид

Изображение Вия из произведения Николая Васильевича Гоголя, написанного в 1833 году. Дата первой публикации 1835 год.

Атрибуты

Как таковых атрибутов персонаж не имеет, если не брать в расчет его веки. Однако, Вию всегда нужна свита чертей и духов, которые водят его под руки и приподнимают его веки при помощи железных вил. Таким образом, этот сельскохозяйственный инструмент можно считать своеобразным символом темного божества.

Способности

Главной способностью Вия считается возможность видеть скрытые сущности и убивать взглядом все живое. Данные качества делают его самым опасным мифологическим существом. Однако это компенсируется его неповоротливостью и невозможностью открыть глаза самостоятельно.

Происхождение

Гоголь при описании Вия ничего не упоминал о его происхождении. Он просто указывал, что это могущественный представитель нечистой силы, который явился на зов ведьмы.

В своем произведении автор опирался на народный фольклор, тесно переплетенный за века с христианскими верованиями. Согласно этой концепции можно предположить, что Вий был создан самим Сатаной. Или являлся одним из падших ангелов, низвергнутым в Ад Богом за дерзость и непослушание.

Современная неоязыческая традиция считает, что отцом Вия является Чернобог – главное злое божество славянских верований. Проблема заключается в том, что Чернобог не упоминается ни в одном историческом источнике, описывающим верования древних славян.

Другая версия гласит, что Вий является порождением бога Рода – создателя вселенной, богов, людей и всего живого. Якобы, у Вия есть родной брат -Дий, добрый персонаж и вообще полная противоположность злобному родственнику. Слово Вий созвучно с украинским «вія» (веко).

Сильные и слабые стороны

Сильные стороны:
Видит скрытых сущностей.
Убивает взглядом все живое.
Слабые стороны:
Не способен сам открыть глаза.
Неповоротливый, медлительный.

Вий мифология

Проблема мифологии Вия заключается в том, что она дошла до нашего времени крайне фрагментированно. 90% преданий утрачено ввиду отсутствия у славян доалфавитной письменности. Устные же предания вытеснялись христианской традицией. Те, которые сохранились сильно переплетены с церковным мировозрением и не могут служить однозначным источником информации. Итак Вий это что?

Путем деконструкции мифов о Вие, можно выделить следующее:

  • Место обитания – Навь, царство мертвых.
  • Данный дух – однозначно злое божество. Он всегда является и являлся в окружении нечисти, и видимо как-то был связан с богами смерти.
  • Считается, что Вий бог второго ранга. То есть находится в подчинении у более могущественных обитателей подземного царства.
  • Несмотря на свою разрушительную силу, этого духа может вызвать даже деревенская ведьма.
  • Есть мнение, что Вий обучал черному колдовству бога Велеса. Который в свою очередь являлся покровителем скотоводства и магии.

Следует упомянуть, что большая часть данной информации не отслеживается в древних мифологических источниках, а является современной попыткой ремифологизации.

Славянский бог

Вий сказания

Данный источник является крайне малочисленным. Однако, учитывая древность персонажа отголоски сведений о нем можно найти в легендариуме других индо-европейских народов, где присутствуют божества со сходным именем и функционалом.

Бог Вий в царстве Нави

Навь в славянской мифологии — это концепция, связанная с подземным миром и царством мёртвых. Она играет важную роль в верованиях древних славян. Связана с представлениями о посмертной жизни и загробном мире.

Навь представляет собой мир мёртвых, место, куда уходят души умерших после смерти. В представлениях древних славян Навь была местом обитания духов предков и различных подземных существ, включая демонов и духов. Это царство мёртвых часто изображалось как тёмное и мрачное место, куда не проникает свет живого мира.

Навь противопоставляется Яви — миру живых, и Прави — миру богов и высших сущностей. Таким образом, славянская мифология делит существование на три основные части: Навь, Явь и Правь, каждая из которых имеет своё значение и роль.

Древние славяне проводили различные обряды и ритуалы, связанные с Навью. Важно было почтить предков и обеспечить их спокойствие в загробном мире. Один из таких обрядов — поминки, когда живые вспоминали своих умерших родственников и приносили им дары.

Правит навью Чернобог, а Вию осуществляется роль судьи и палача для неправедных душ. Он при помощи своего зрения сразу определяет степень прегрешений человека и отправляет умершего на соответствующие мучения. Иногда Вий может сжалится над душой, которая не полностью повязла в грехе, и проведя ее через цикл очистительных истязаний, освобождает от грехов и отправляет в Вырий – древнеславянский рай.

Стоит отметить, что данная концепция Вия в загробном царстве является явной калькой с более поздних христианских представлений о Рае, Аде и Чистилище. Таким образом истинная роль Вия в Нави нам пока не известна.

Прототип Вия — Вайю

Бог Вей

Ряд исследователей считает, что прообразом Вия является славянский бог Вей. Который в свою очередь, был позаимствован из древнеиранских верований.

Вайю (также известен как Вай) — это важное божество в авестийской и древнеиранской мифологии, связанное с ветром и воздухом, а также с аспектами смерти и войны. В пантеоне древних иранцев, включая скифов, Вайю занимал значительное место. Его культ был распространён среди различных ираноязычных народов.

Вайю в авестийской традиции имеет двойственную природу. Он может быть как благоприятным, так и зловещим божеством. В положительном аспекте он является олицетворением благоприятного ветра и воздуха, который дарует жизнь и процветание. В этом качестве его можно сравнить с аналогичными божествами ветра в других индоевропейских мифологиях.

Однако Вайю также связан с аспектами смерти и разрушения. В этом контексте он может выступать как грозное и разрушительное божество, приносящее хаос и гибель. Такое двойственное восприятие отражает древнее понимание ветра как силы, способной приносить как жизнь, так и разрушение.

Вайю иногда ассоциируется с другим важным иранским божеством — Веретрагной (Верхтрагна), который является богом победы и войны. Эти две фигуры могут взаимодополнять друг друга в мифологическом контексте, символизируя разные аспекты битвы и военных действий.

Культ Вайю был распространён среди различных ираноязычных народов, включая скифов. Скифы, как кочевой народ, имели глубокое уважение к силам природы, включая ветер. Поклонялись Вайю как божеству, контролирующему эту мощную стихию.

Вайю упоминается в священных текстах Авесты, где описываются его функции и атрибуты. Его культ также отражён в различных мифах и легендах, где он выступает как защитник, так и разрушитель, в зависимости от контекста.

Прототип Вия — Балор

Другой возможный прототип Вия, является персонажем кельтской мифологии. Балор — это один из самых известных и зловещих персонажей в ирландских преданиях. Он является предводителем Фоморов, древней расы сверхъестественных существ, которые представляли силы хаоса и разрушения. Балор, как и многие другие мифические фигуры, обладает уникальными характеристиками и легендами, связанными с его образом.

Балор описывается как великан с одним огромным глазом, который обладает разрушительной силой. Согласно мифам, его глаз может уничтожать всё, на что он посмотрит, и его взгляд приносит смерть и разрушение. Этот глаз обычно закрыт, и чтобы его открыть, требуется помощь других Фоморов.

Балор

Одна из самых известных легенд о Балоре связана с его противостоянием с богами племени богини Дану (Туатха Де Дананн). Согласно преданию, было пророчество, что Балор будет убит своим внуком. Чтобы избежать этого, Балор заключил свою дочь Этлин в башню, чтобы она не могла родить ребёнка. Однако, несмотря на его усилия, Этлин родила сына по имени Луг, который впоследствии стал великим героем.

Одним из ключевых событий в мифологии является Вторая битва при Маг Туиред, где силы Туатха Де Дананн сразились с Фоморами. В этой битве Луг убил Балора, исполнив тем самым пророчество. Считается, что Луг метнул камень в глаз Балора, что привело к его гибели.

Балор олицетворяет тёмные и разрушительные силы природы, противопоставленные творческим и созидательным силам Туатха Де Дананн. Его образ часто используется в литературе, искусстве и фольклоре как символ зла и хаоса. Истории о Балоре и Фоморах отражают древние представления кельтов о борьбе между порядком и хаосом, светом и тьмой.

Отметим, что славянские земли на юго-востоке граничили со скифами, а на западе – с кельтами. Обе народности в древности находились на более высоком уровне развития, чем наши предки, следовательно, оказывали заметное влияние на них. Вместе с экономическими, политическими связями устанавливалось и культурное взаимодействие, выражающееся проникновением в славянский пантеон наиболее значимых божеств соседей.

Когда появляется Вий?

Будучи воплощением темных, злых сил, славянский бог Вий появляется тогда, когда совершается большой грех или преступление. Согласно Гоголю, демона может призвать очень сильная ведьма, в подчинении которой находится достаточное количество чертей.

Согласно народным повериям, Вий также может объявится в ночь перед Рождеством или в ночь на Ивана купала. В славянской мифологии, канун этих праздников всегда является проклятым днем, когда нечисть безраздельно царит на улицах.

В западнославянской традиции, Вий может объявиться во время шабаша на Лысой Горе – традиционным местом собрания ведьм и нечистой силы. Довольно часто он может играть роль хозяина шабаша, что делает его одним из воплощений Дьявола.

Народные поверья

Максимальное количество сведений о Вий можно встретить в народных поверьях. Ничего в этом удивительного нет. Ведь языческие традиции, ревностно запрещаемые христианством, оберегались в народной среде. Сначала они трансформировались в легенды, позже в суеверия и поверья. Нашему герою в этом отношении крупно повезло: он сохранился в народной памяти. Хотя более могущественные боги, такие как Перун, Стрибог или Велес практически забыты.

Вий

Картина русского художника, члена союза художников России Королькова Виктора Анатольевича 1995 год.

С кем отождествлялся Вий

Прежде всего сила этого существа заключалась в его взгляде, который был спрятан за веками. Видимо, вера в магический вред, наведенный взглядом (сглаз) имеет прямое отношение к Вию. В славянской мифологии сглаз означает нанесение вреда или неудачи человеку с помощью недоброго взгляда, зависти или злобного пожелания. Вера в такое воздействие глубоко укоренена в народной культуре и до сих пор сохраняется во многих славянских странах.

Сглаз считается формой невольного или сознательного колдовства, которое вызывает болезни, беды или другие неприятности. Основными признаками являются резкое ухудшение здоровья, частые неудачи или внезапные проблемы в жизни. Существуют разные методы защиты от сглаза, включая ношение амулетов, оберегов и использование специальных ритуалов и заговоров.

Одним из популярных способов защиты от сглаза является использование красной нити, завязанной на запястье. Или различных оберегов, таких как камни, крестики и другие предметы, которым приписываются защитные свойства.

Сглаз — это важная часть славянской народной веры и мифологии, отражающая опасения людей перед невидимыми и непонятными силами, которые могут воздействовать на их жизнь и благополучие. Многие исследователи считают, что верования в сглаз имеют корни в культе Вия.

Вий и всемирный потоп

Тема всемирного потопа выражена в славянской мифологии слабо и не детализировано. Видимо, данный мотив является поздним, христианским пластом. Который в народных представлениях сильно переплетен с более ранней языческой культурой. Роль Вия в этом отношении незначительна, хотя и важна – как подземный владыка, он разверзал плоть планеты, выпуская на поверхность подземные воды, в отличии от ливня, которые относились к верхнему, небесному миру и были в компетенции ангелов.

Вий особенности

Главная особенность славянского бога Вия – изменчивость его образа на протяжении столетий. Изначально это был хтонический, древний бог связанный с подземным миром и культом плодородия. Позже, по мере развития общества и культуры, его вытеснили на роль судьи в Нави. В этот период, он олицетворял силы упорядоченного Хаоса – в равной степени злые и добрые. С приходом и утверждением христианства, Вий утрачивает статус бога, превращаясь, хоть и в могущественного, но подчиненного Сатане демона.

Свита демона

Связь с гномами

Такая связь отсутствует полностью, так как гномы не характерны для славянских верований вообще. Эти подземные жители, персонификация духов земли. Встречаются в скандинавских сагах, однако так и не были заимствованы славянским язычеством. Любые ассоциации Вия с гномами – поздние, скорее всего фантастические вставки, не имеющие к этнографии и фольклору никакого отношения.

Символика обереги и амулеты

Символикой Вия могут считаться железные вилы, которыми черти приподнимают ему веки, чтобы он мог убить взглядом грешника. А что касается амулетов и оберегов, то здесь немного сложнее. Поскольку это существо относится к нечистой силе, то подобная защита нужна именно от него. И здесь народная фантазия выделяет несколько предметов:

  • Святой круг. Описан в повести Гоголя. Считается, что если начертить круг мелом на полу, читая специальную молитву, то этот рисунок создаст непреодолимый для нечисти барьер. Существует вариант обряда, когда круг не чертится, а насыпается солью, которая действует еще лучше, так как сама по себе отпугивает духов.
  • Распятие. Традиционное христианское средство против любой нечисти. Подойдут и две простые скрещенные палки, но лучше всего использовать серебряный, освященный в храме крест.
  • Красная ниточка на запястье – традиционный украинский оберег от сглаза, распространенный повсеместно и по сей день. Считается, что этот своеобразный амулет способен ослепить нечисть.

Праздники

Конкретного праздника, посвященного Вию не зафиксировано. Однако считается, что ведьмы и язычники почитают потусторонних духов накануне Ивана Купала и Рождества.

Художественные произведения

Повесть Николая Гоголя «Вий» является одним из наиболее известных его произведений и представляет собой сочетание народной мифологии и мистики.

Несколько семинаристов Киевской духовной академии отправляются по домам на летние каникулы. Среди них выделяются трое друзей: философ Хома Брут, ритор Халява и богослов Тиберий Горобец. Они решают искать ночлег по дороге домой и случайно заходят на хутор.

Хутор принадлежит старой ведьме, которая предлагает им ночлег. Вечером ведьма приводит Хому Брута в сарай и пытается его околдовать. Она садится на него верхом и летит по ночному небу, но Хома, преодолев страх, начинает читать молитвы. После чего ведьма падает на землю и превращается в красивую девушку. Хома, испугавшись, убегает с хутора.

После этого Хома возвращается в академию, где его вскоре находят люди из богатого поместья. Они сообщают, что дочь их хозяина умерла, и перед смертью выразила желание, чтобы именно Хома читал над ней молитвы. Хома, не желая участвовать, пытается отказаться, но его силой доставляют в поместье.

Экранизация повести Гоголя

Хому приводят в церковь, где лежит тело молодой панночки. Хома начинает читать молитвы, но с наступлением ночи вокруг начинают происходить странные и жуткие события. Панночка начинает вставать из гроба и пытается приблизиться к Хоме, но он защищает себя кругом из мелка, который она не может пересечь.

На вторую ночь ситуация повторяется, но силы зла становятся сильнее. Панночка пытается приблизиться к Хоме, используя различные способы, но круг вновь защищает его.

На третью ночь панночка вызывает демонов, включая могущественного Вия, который просит поднять ему веки, чтобы он мог увидеть Хому. Философ, помня предостережение, не хочет смотреть на Вия, но, поддавшись любопытству, он поднимает глаза. Вий указывает на Хому, и демоны нападают на него, убивая семинариста.

После смерти Хомы демоны и Вий исчезают, а церковь рушится. Крестьяне, рассказывая эту историю, рассуждают о судьбе Хомы и о том, как опасно связываться с потусторонними силами.

Повесть является уникальным сочетанием мистики, фольклора и психологии, раскрывая страхи и верования людей того времени. Она остается классикой русской литературы и важным элементом культурного наследия.

Современное искусство

  • «Вий» (1967) — классическая советская экранизация повести Гоголя, режиссеры Георгий Кропачев и Константин Ершов. Фильм стал культовым благодаря своей атмосферности и великолепным спецэффектам для своего времени.
  • «Вий 3D» (2014) — современная интерпретация с элементами 3D, режиссер Олег Степченко. Фильм расширяет оригинальный сюжет, добавляя новые элементы и персонажей, а также использует современные технологии для создания визуальных эффектов.

Повесть Гоголя неоднократно адаптировалась для театральных постановок. Художники и иллюстраторы вдохновляются образом Вия для создания различных визуальных работ, от классических иллюстраций до современных цифровых произведений.

На сколько интересной была статья?
Очень интересная, 10 балов.
100%
Статья так себе, 5 балов.
0%
Не интересная, 0 балов.
0%
Проголосовало: 3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: